Фотовыставка к 100-летию ТАССР

20 Мая 2020
Фотовыставка к 100-летию ТАССР
Татарский народ имеет глубокие традиции государственности. В эпоху раннего средневековья в Среднем Поволжье существовала Волжская Булгария – одно из наиболее развитых и процветающих государств своего времени. В период монгольских завоеваний татары заняли главенствующее место в Золотой Орде – империи мирового масштаба, простиравшейся на громадных просторах Европы и Азии. Позднее, в XV-XVI вв., территория Татарстана составляла основу Казанского ханства – политического образования, на некоторое время заменившего в глазах русских княжеств Золотую Орду. Однако после завоевания ханства Иваном Грозным в 1552 г. татарам на долгие годы пришлось отказаться от идеи восстановления своей государственности. 

Эта идея обрела реальную почву только в 1917, и была связана с крушением Российской империи. Уже в начале XX века татарская интеллигенция составила ряд проектов «национально-государственного существования» и вела организационную работу в указанном направлении. Для нее этот вопрос не являлся чем-то новым. 

27 мая 1920 г. председатель ВЦИК М.И. Калинин и председатель СНК РСФСР В.И. Ленин подписали декрет о Татарской Автономной Советской Социалистической Республике (ТАССР). 

25 июня 1920 г. Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов передал всю полноту власти Революционному комитету ТАССР. Этот день считается датой образования Татарской АССР. На выставке представлены фотографии, рассказывающие о развитии архитектурного облика столицы Республики Татарстан (когда-то ТАССР). 
В конце 20-х начале 30 -х годов начинается строительство первых домов социалистической эпохи Казани в стиле конструктивизма.. Пример таких зданий — Мергасовский дом, Дом печати и так далее. 

В послевоенные годы начинает преобладать сталинский ампир, ярчайшие представители этого стиля здание Медицинского университета, Театра оперы и балета, Казанского финансово-экономического института им. В. В. Куйбышева,, 5-го корпуса КАИ (ныне — КГТУ им. Туполева и др. 

Со второй половины 1950-х до конца 1980-х используются решения в духе индустриализации , утилитарности: Дворец спорта, гостиница «Татарстан», «УНИКС», но также возникают и новые формы, как у здания Цирка, Татарского академического театра, «Тюбетейки» Московского рынка. В объеме одной экспозиции невозможно представить все многообразие исторического и архитектурного развития города, поэтому КЦ «Московский» рассматривает возможность проведения цикла выставок. 

Культурный центр «Московский» выражает особую благодарность Национальному музею Республики Татарстан за помощь в подготовке выставки и предоставление фотоматериала.

  Источники (текст): 
Институт истории им. Ш. Марджани, АН РТ; 
Большая советская энциклопедия